МАГИСТРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕР ОРДЕНА ХРАМА В РОССИИ
Главная
Вход
Регистрация
Пятница, 26.04.2024, 22:37Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


                                                                                                                                                                                                                       

Жребий или Выбор?


                                                                                        Владимир Багаев


Так кто же есть Святой Небесный Покровитель России?


«О Пречистая Владычице Богородице,
Царице небеси и земли, вышшая ангел и
архангел и всея твари честнейшая,
чистая Дево Марие, миру благая помощ-
нице и всем людем утверждение и во
всяких нуждах избавление!
Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая,
на рабы Твоя…»





Несколько лет назад я прочитал в журнале одну статью, она называлась «Руси святые покровители» Сергея Макина. Статья была опубликована в журнале «Наука и религия». Автор вопрошал: «Так кто же небесный покровитель России?» Я в силу своей компетентности еще подумал тогда : «А какие проблемы в этом? Это же Пресвятая Богородица – Матерь Божия». Ведь если взять всю нашу христианскую историю ,всплывают интересные факты с ее именем – спасительницей государства в самые трудные и самые критические моменты.
Вот несколько фактов: в день Рождества Богородицы происходит Куликовская битва. Среди чудотворных икон Божьей Матери есть такие, которые являются одновременно и воинскими реликвиями, которые сопровождали защитников Отечества на ратных полях. Именно такова Донская икона Богоматери. Начало ее появления овеяно седыми преданиями. Известная легенда гласит, что икона была принесена на Московскую Русь донскими казаками (из городка Сиротин) и, то ли подарена была великому князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой, то ли как хоругвь сопровождала самих донцов во время битвы на берегах Дона и Непрядвы, а уже потом , когда ценой величайших усилий и потерь, благодаря помощи Царицы Небесной, была одержана победа, икону принесли в дар князю Дмитрию. В память об этой победе икона получила название Донской.
От хромоногого Тамерлана Русь спасает она же, Богородица. Москва встречала 26 августа 1395 года Владимирскую икону Божией Матери. Митрополит Киприан с великим множеством народа на поле Куличкове молили Божью Матерь заступиться за Москву, не дать ордам Тимура разорить и пожечь город. Пытаясь упредить нашествие среднеазиатской Орды, сын Дмитрия Донского, Василий Дмитриевич, собрал в Москве рать и выстроил ее по северному берегу Оки, у Коломны. Благодаря заступничеству Небесной Царицы, Железный Хромец не стал связываться с мятежным улусом Золотой Орды и не пошел на Москву, но неожиданно свернул к Ельцу и сжег его. Потом в Крыму разграбил торговые города Азов и Кафу, затем пожег Сарай и Астрахань, уходит обратно в Азию.
И рождается среди народа легенда: во сне Темир-Аксак (Тамерлан – Железный Хромец) видит величавую женщину в багряных одеждах, окруженную старцами с золотыми жезлами и крылатыми воинами в сверкающих доспехах. «Кто это?» - вопрошает он у своих мудрецов, просыпаясь. « Это великая богиня русских со своим небесным воинством. Перед ними никто не может устоять». И Железный Хромец решает не искушать свою судьбу.
Царь Иоанн IV молился перед Донской иконой, отправляясь в казанский поход. А в 1591 году, когда в царствование Федора Иоанновича войско крымских татар дошло до самой Москвы и остановилось на Воробьевых горах, царь целиком положился на силы небесные, а не земные, так как большая часть его войска в этот период защищала Новгород от шведов. Взяв чудотворную Донскую икону, он повелел митрополиту обойти с нею крестным ходом вокруг городских стен и затем поставить икону, как хоругвь, среди немногочисленных защитников столицы. На следующий день началась битва, и татары явно теснили русских, но потом вдруг, словно напуганные чем-то незримым, быстро отступили, бросив весь свой стан. На том месте, где стояла во время битвы икона, в том же году был основан Донской монастырь.
Хочется обратить внимание читателей и на тот факт, что и в молитве Пресвятой Богородице перед ее иконой «Донская» звучат слова благодарности за заступничество и просьбы об ограждении от нашествий вражеских. Все это видно в приведенном для иллюстрации отрывке текста данной молитвы:
« Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждых, грады и веси невредимы сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных,плач в радость общую претворяется. Буди и нам ,Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды ,образ мужества,источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и в печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердная Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами,всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня , меча и всякого иного злострадания…». Это наглядный пример того, кто есть кто в российском пантеоне святых.
А освобождение Москвы от супостатов в период смутного времени связано опять с Ее именем и Казанской иконой Божией Матери, именно с ней ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву.
В момент избрания на царство Михаила Романова архиепископ подвел его самого и его мать к иконе Феодоровской-Костромской Пресвятой Богородицы и сказал « Если не склоняетесь на милость ради нас, то послушайтесь ради чудотворного образа Царицы всех».
А Бородинская битва с французами происходит в праздник Сретения Владимирской иконы Богоматери. Перед битвой обносят Смоленской иконой – Одигитрией русские войска. Все православные москвичи молились тогда образу Богородицы о победе русского оружия.
Я думаю, что достаточно фактов, их много и наверно всех не перечесть.
Хотя возьмем еще одну чудотворную икону Божией Матери -«Касперовская» . Этот образ прибыл к нам из Трансильвании – исторической области на севере Румынии. Хотя сейчас молодое поколение считает Трансильванию местом обитания вампира графа Дракулы, появившегося из под пера писателя Б.Стокера, и немногие из них знают, что художественный персонаж в корне отличается от реально существовавшего исторического князя Влада Цепеша Дракулы. Что же, какие времена - такие и нравы. А ведь и само слово «Трансильвания» в переводе на русский означает просто «Залесье». Так вот жили там румыны, немцы, венгры, сербы и другие. Один из трансильванских православных сербов в XVI веке переселился на правый берег Днепра и привез с собой древний образ Богородицы. Потомки переселенца благословляли этой иконой своих детей из поколения в поколение. В 1809 году образ находился у южнороссийской помещицы Касперовой. В феврале 1840 года икона явила свое первое чудо: Касперова, объятая личным горем, долго молилась перед потемневшими от времени ликами Богоматери и Спасителя. И тогда Матерь Божия явила сочувствие: лики просветлились, икона воссияла ,как новая. С тех пор многие чудотворения прославили Касперовский образ. Долгое время икона обреталась в селе Касперовке Ольвиопольского уезда Херсонской губернии.
Во время Крымской войны 1853-1856 годов она стала заступницей Одессы. Если Севастополь защищали мощные береговые укрепления, то Одесса стояла почти беззащитной. Во спасение города совершили крестный ход с Касперовской иконой. Одесса осталась невредимой, лишь одно вражеское ядро повредило постамент памятника дюку Ришелье. А обстреливавший город английский паровой фрегат «Тигр» сел на мель, и русские артиллеристы принудили его команду сдаться им на милость. С тех пор – в память избавления города от неприятеля – 1 октября, в честь того военного крестного хода, стало одним из дней празднования Касперовской иконы.
После известного факта – отречения от престола императора Николая II чудесным образом объявляется Державная икона Божией Матери и начинается ее почитание.
В недавнее историческое время в период Великой Отечественной войны, перед битвой под Москвой вновь икона Пресвятой Богородицы, но уже на современном виде транспорта – самолете облетела порядки советских войск и сам город, чем способствовала остановке фашистских войск.
Из приведенных фактов видно, что Пресвятая Богородица – Богоматерь взяла под свою державную руку нашу страну. И, естественно, Пресвятая Богородица и есть небесный покровитель и руководитель нашей державы. Ан нет, я глубоко ошибся, все гораздо оказалось сложнее и запутаннее. Потом со временем этот момент как-то стушевался, и я забыл об этом, но какая-то подспудная мысль сверлила мозг. Наконец я решил поднять этот вопрос на суд наших уважаемых читателей и вместе попытаться разобраться в этом неоднозначном вопросе. Многие скажут, зачем нам нужны эти теологические рассуждения и наш журнал не предназначен для такой полемики, но хочу возразить только одно моим оппонентам, а «жить без царя в голове» хорошо? Это народная мудрость говорит о тех людях, у которых не все в порядке с головой , вот и мы, получается, живем без него. Все мы ходим под Богом, а значит и у России должен быть свой небесный покровитель. Но кто он? И действительно, как мы знаем, небесный покровитель Англии – это святой Георгий со своим красным крестом. Это напечатано в Британской энциклопедии. У ирландцев – святой Патрик, день которого они отмечают везде, где-бы то ни было по свету. Их традиция стала культивироваться и у нас, в России. День святого Патрика стали отмечать и в Москве поклонники ирландской культуры. Испанцы, в честь своего святого покровителя Иакова, в период конкисты на американском континенте большое количество городов назвали именем «Сантьяго». А что мы? Великая и огромная держава, владеющая территориями почти одной шестой части суши. Мы до сих пор не знаем своего святого небесного покровителя, скорее всего, до сих пор не определились с ним. Ни в старые добрые времена до 1917 года, ни после, ни сейчас. У нашей огромной державы его просто нет, да, видно, мы его и не хотим иметь. Ведь мы равны в своих делах Богу (так до сих пор самонадеянно считаем), противопоставляя себя Ему в делах, но в трудную минуту именно святые угодники или божественные небесные покровители появляются у России и помогают ей в борьбе за существование и торжество ее над врагами. Об этом не надо забывать никому. И коль нашей Отчизне предначертана великая мировая миссия, то мы сами и должны определиться с небесным покровителем России.
Но, к сожалению, в государственной символике Российской империи и современном нашем светско–демократическом государстве не присутствовал и не присутствует образ Пресвятой Богородицы. Так уж сложилось и определилось исторически, но Небесный покровитель-то должен быть официально объявлен, пусть не государственными органами, но, по крайне мере, я думаю, нашей Православной Церковью, точно. В той же Британской энциклопедии сообщается, что Россия и Шотландия имеют своим покровителем Святого Андрея Первозванного, но то в их энциклопедии, да и то после объявления его таковым Петром I. А, что наша энциклопедия Брокгауза и Эфрона? Она определяет следующий статус святых небесных покровителей – это Святой Георгий Победоносец – покровитель Москвы и Святой Андрей Первозванный – покровитель России и Шотландии. На этом бы можно и закрыть данный вопрос, но…? Опять это «но»! Нигде нет упоминания до 1917 года, а тем более и после, о решении высокопоставленных властных структур как светских, так и церковных, считать Святого Георгия покровителем Москвы, а Пресвятую Богородицу – покровительницей России.
Но тогда откуда же пошло мнение, что небесный покровитель России – святой Андрей? В 90-х годах XVII века в государственную геральдику России вошла новая эмблема – Андреевский крест. Когда царь Петр Великий учредил первый российский орден Святого апостола Андрея Первозванного, то на знаке этого ордена на двуглавом государственном орле располагался косой синий крест, на котором была распятая фигура Святого апостола Андрея, и на концах креста латинские буквы «S», «А», «P», «R». Эта сокращенная надпись гласит «Sanctus Andreas Patronus Russaie» ,что в переводе с латинского означает «Святой Андрей покровитель России». Это и есть первое упоминание о святом покровителе России. Но ! И снова это «но»! Так решил Петр Первый, всероссийский самодержец. Он назначил своей властью небесного покровителя стране и государству, одного из небесных своих патронов, но не было официального решения ни земского или церковного Собора, Сената или Синода по данному вопросу. В дореволюционном «Полном православном богословском энциклопедическом словаре», в статье «Андрей Первозванный» о покровительстве святого апостола России нет ни слова! А значит, вопрос остается открытым до сих пор; тем более , что издающаяся с 2000 года «Православная энциклопедия» под редакцией Патриарха Всея Руси Алексия II также трактует покровительство Святого Андрея Петру Первому , а не России! Так кто же ты, Небесный покровитель России?
В своей книге «Державный орел России» В.Лебедев приводит интересный рисунок из книги, которую выпустил архиепископ черниговский Лазарь Баранович. На титульном листе книги «Трубы на дни нарочитые праздников Господних, Богородичных» нарисовано изображение двуглавого орла, посредине образ Богородицы ,возложившей свои руки на головы орла. На груди орла в круге голубь, символ Святого Духа. Конечно, сведущий и искушенный читатель с готовностью скажет ,что интерпретаций наших двуглавых орлов с разными символами за нашу долгую историю было множество. Я вполне согласен с этим утверждением . Но, согласитесь, нам должно иметь своего небесного заступника, и пусть он не будет отражен официально в государственных символах и атрибутах, но он должен быть! И этим должна заняться именно наша церковь и мы, простые люди!

Мое мнение заключается в том, что Небесной Заступницей России и ее Святым небесным покровителем является Пресвятая Богородица Царица Небесная – Матерь Божия. В Царстве небесном и сонме святых царит строгая иерархия, и если уж нам выбирать покровителя для своего Отечества, государства и Родины- то Святую Богородицу, она наиболее почитаема у нас, в отличие от святого апостола Андрея Первозванного, хотя, конечно, он тоже имеет высокий статус. Но у Пречистой Девы – особый статус - она мать нашего Спасителя Иисуса Христа, а значит под ее покровом мы, ее дети, будем всегда защищены, независимо от нашего вероисповедания, в том числе и наши святые. Она Мать, она нас всегда поймет и обогреет, и обережет от внешних и внутренних коллизий.
И мы должны молиться и просить Святую Богородицу стать нашей заступницей и небесным покровителем нас и нашей России!

Возвращаясь к названию своей статьи, я бы хотел немного сказать об этом.
Жребий или Выбор? Вначале статья задумывалась как заметка о Святом Андрее Первозванном, которому по жребию среди апостолов достались земли будущей России, по которым он должен был пройти с миссией и проповедать Слово Божие - Благую Весть, задолго до крещения Руси, и естественно, статья носила название «Жребий». Но в ходе написания статьи и развития ее сюжета стала проявляться более расширенная идея вообще о небесных покровителях России. И именно нашего Отечества, но их официально не оказалось. Конечно, большое количество небесных заступников, защитников, покровителей в нашем пантеоне существует- это святой Сергий Радонежский, князь Александр Невский, Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир, благоверные страстотерпцы Борис и Глеб, Серафим Саровский и многие другие, все они естественно молитвенники за Россию и ее народ, но… И я решил развить эту тему далее, и привнес в статью дополнительные моменты и разделил ее на две части. За первой частью оставил название «Жребий». Действительно, был жребий среди апостолов, и Святому Андрею выпала первому судьба проповедовать на наших землях и нести христианскую веру народам. И был условный жребий у народа, когда он, сам того не ведая, подспудно ВЫБРАЛ и просил Пресвятую Богородицу Матерь Божию заступиться за Русь, а потом и Россию, спасти ее от полчищ врагов и прочих напастей. Обратите внимание - просил не Святого Георгия или Святого апостола Андрея, или другого Святого, а именно Пречистую Деву. На том и стоит наша вера в Матерь Божию и Иисуса Христа! В Бога Сына и его Пресвятую Мать. В связи с этим данная статья стала носить вопросительный заголовок «Жребий или Выбор?» и касается непосредственно вопроса святого покровителя России.
Если возвратиться к внешним атрибутам Российским, то, как помним, Большой государственный герб российской империи украшали образы нескольких святых. Это Георгий Победоносец (на щите, расположенном на груди государственного орла-герб московский), Святой Андрей Первозванный на орденском знаке, опоясывающем щит, Святые Архангелы Михаил и Гавриил (щитодержатели). Это атрибуты, утвержденные верховной мирской властью. Но образа Пресвятой Богородицы нет, к сожалению. Может быть, действительно прав был господин С. Макин, когда написал: «А отсутствие официального решения … по вопросу о небесном покровителе – признак извечной нашей боязни взять на себя ответственность: как бы чего не вышло…». Я думаю, что в настоящее время мы созрели для этого вопроса и сможем опровергнуть данный постулат. Выбор за нами. Именно ВЫБОР!

Оглянувшись назад, в глубь веков, мы видим, что образ Божией Матери освящал их своим светом и своей благодатью, а Святые Георгий, Андрей появились только в более близком к нам времени, во времена правления Петра Первого. То есть даже во временном пространстве, Богородица была более ранним и более древним заступником и покровителем России.
Хочется сделать небольшое отступление и к образу Святого Георгия, изображавшегося на щите на груди государственного орла и представлявшего собой московский герб. Если подходить чисто с исторических фактов к этой российской эмблеме, то только 25 февраля 1730 года Высочайшим Указом традиционный русский ездец окончательно был переименован в Святого Георгия. А до этого момента, как мы помним, Святой Георгий у нас трактовался как ездец, всадник. Хотя эту трансформацию начали производить примерно в 1710 годах при Петре Первом. Для этого Петр I назначил особую геральдическую комиссию, которая должна была провести исследования по этому вопросу и вынести свое профессиональное заключение. Исследования затянулись надолго и закончились только при Петре II. Резюме комиссии – признать в ездце русского герба Святого Георгия. А в том же «Полном православном богословском энциклопедическом словаре», изданным до революции, о святом Георгии говорится только как о покровителе ... скота (крестьяне действительно считали этого святого защитником домашней живности).
Но вернемся в наше время. В 1993 году 30 ноября президент России подписал Указ за № 2050 «О государственном гербе Российской Федерации» , которым Россия обрела вновь своего двуглавого орла , но, что характерно, когда вчитаемся в официальное описание герба, которое гласит :
«Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите: над орлом три исторические короны Петра Великого (над головами – две малые и над ними одна большего размера); в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите- всадник, поражающий копьем дракона»,
очевидным становится - на щите снова не Святой Георгий Победоносец, а простой всадник. А что же дальше? Смотрим ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", который был Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года, Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года и подписан президентом от 20 декабря 2000 года № 2 – ФКЗ, в нем следующее описание герба: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
И вновь ни слова о Святом Георгии, и вновь неизвестный всадник, прямо какой-то Зорро! Так кто этот всадник? Ранее до признания в русском ездеце Святого Георгия русские считали, что этот всадник символизировал Великого князя., т.е. властителя Руси. А для нас кого он символизирует? Президента ? Не слишком ли высока планка для простого смертного, пусть даже всенародно избираемого?
Вот такие метаморфозы святых в русской символике и эмблематике!
Но то относится к гербу России, а в наградной системе ситуация немного другая.
В системе государственных наград восстановлены и сохраняются:
Орден Святого апостола Андрея Первозванного, который является высшей государственной наградой Российской Федерации, им награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и другие граждане РФ за исключительные заслуги; военный орден Святого Георгия и знак отличия – Георгиевский крест, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на нашу страну внешнего противника.

Я думаю, что нам не следует лукавить перед самими собой, да и перед обществом тоже, вымучивая из себя формулировки адаптации Святых Великомучеников и Апостолов и прочих Небесных Сил в новое демократическое общество. Интерпретируя тем, что наше государство светское. Если мы восстанавливаем прежние ордена Святого Георгия, Святого Андрея Первозванного, которые занимают самую высокую планку в наградной системе новой России, возрождаем Святые храмы и другие культовые сооружения, утверждаем исторический государственный герб страны (пусть и не в трех ипостасях: большой, средний, малый), то тем самым мы отдаем дань народным и государственным традициям, которые существовали не одну сотню лет в нашем государстве, в конечном итоге – это дань нашей самобытной культуре, нашей истории, нашим корням. Так чего же мы боимся? Что нас осудит мировое сообщество или не поймут наши сограждане? Проблема совместить несовместимое? Или чиновничье узкое мышление затмевает глаза и мысли на очевидное? Если мы сказали «А», то думаю, что надо говорить и «Б». Иначе мы топчемся снова на месте.
А совмещать совместимое и несовместимое нам надо поучиться у наших российских монархов, которые создали нашу империю и могли управлять всеми народами, живущими на ней, по большому счету не нарушая национальных и народных культурных традиций. При том национальный, конфессиональный, культурологический и т.п. вопросы никуда не девались, они были. Но находились пути их решения. Вот и нам надо решать и думать, а не искать причины, как бы отринуть все проблемы от себя, усугубляя и без того шаткое состояние общества.
Так что же: Жребий или Выбор? Как мы поступим? Кто будет нашим небесным покровителем?

ЖРЕБИЙ – положиться на русское «авось» и с закрытыми глазами вытянуть одну из соломинок, а кто там попадется, ну и ладно.

ВЫБОР - сделать осознанный шаг и выделить кого-либо, по какому-либо признаку из нескольких лиц.

Как видим, жребий и выбор в корне отличаются друг от друга. Жребий – это же потом легко можно сослаться на судьбу неудачницу или злой рок , помешавших нам, в связи с чем и достался нам не тот покровитель небесный, а выбор – это уже ответственность наша, это осознание себя и своих корней, здесь некого винить ,а это тем более важнее для нашего российского социума, чтобы в дальнейшем не задавать свои извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Выбор за нами?







Литература:


1.Самые знаменитые награды России.
В.Н.БАЛЯЗИН,В.А.ДУРОВ,А.Н.КАЗАКЕВИЧ. Москва. «Вече».2000.
2.Сто великих наград.
Н.А. ИОНИНА – автор-составитель.Москва. «Вече» 2002.
3.Награды.Историческая серия.
И.В.МОЖЕЙКО (Кир Булычев). Москва. «Хронос». 1998.
4.Ордена России.
В.А.ДУРОВ. Москва. «Воскресенье». 1993.
5.Иностранные и русские ордена до 1917 года.
И.Г.СПАССКИЙ. Санкт-Петербург. Издательство «Дорваль»,ТОО«Бриз».1993.
6.«Наука и Религия» ежемесячный научно-популярный журнал.Москва.2002-2003.
7.«Гербоведъ» издаваемый РГК. Москва. 2004 №7(73)
8.Я познаю мир. Награды. Детская энциклопедия.
А.А.ЯКОВЛЕВ –автор-составитель. Москва. «Олимп».ОО «Фирма «Издательство АСТ».1998.
9.Титулы, Мундиры, Ордена в Российской империи.
Л.Е. Шепелев. Лениград. «Наука». Ленотделение.1991.
10.Государственный Герб России.500 лет.
Г.В.ВИЛИНБАХОВ. Санкт-Петербург. АО «Славия».1997.
11.Державный орел России. Библиотека журнала «Источник».
В.ЛЕБЕДЕВ. Москва. «Родина»1995.
12.Титулы, чины, награды.
Г.А.МУРАШЕВ. Санкт-Петербург. ООО «Издательство Полигон».2000.
13.Русское дворянство.
Б.И.СОЛОВЬЕВ. Санкт-Петербург. «Издательство Полигон».2003.
14.Энциклопедия Российской монархии.
Великие князья. Цари.Императоры. Символика ирегалии. Титулы.
Под редакцией В.Бутромеева. Екатеринбург. «У-Фактория»2002.
15.Энциклопедия Российской монархии.
Чины.Церемонии.Гербы.Дворцы.
Под редакцией В.Бутромеева. Екатеринбург. «У-Фактория»2002.
16.Энциклопедия Российской монархии.
Члены императорских семей.Придворные.Фавориты.Временщики.
Под редакцией В.Бутромеева. Екатеринбург. «У-Фактория»2002.
17.Исцеляющие молитвы в народной лечебной практике.Народные традиции.
Н.А. ФОМИНА – автор-составитель. Минск. УП «Экоперспектива».2004.
18.Символы и регалии России.
Москва. Издательство «АСТ».
Санкт-Петербург. « Издательство «Полигон».2006.



NOTA BENE!

Эта статья была написана вместе с другой статьей "Жребий" вкупе в 2008 году.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz