МАГИСТРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕР ОРДЕНА ХРАМА В РОССИИ
Главная
Вход
Регистрация
Суббота, 20.04.2024, 10:56Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                           Жребий


                                                                                                                          Владимир Багаев

        Святые Небесные Покровители России.


Апостол Андрей Первозванный-
один из двенадцати апостолов,
самый первый ученик Иисуса Христа.


После своего крещения, на реке Иордан, Господь Иисус Христос удалился в пустыню, чтобы там, в уединении, молитвой и постом подготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого Он пришел на землю. В течение сорока дней и ночей Он был в пустыне, где обитало множество зверей, не употребляя никакой пищи. В пустыне же ,к Иисусу приступил дьявол со своими обольщениями и вопросами, и пытался соблазнить Его на грех, как любого из людей. Но, как не пытался дьявол, попытки его не увенчались успехом, и он, посрамленный, отступил от Иисуса Христа до подходящего времени; и явились ангелы и стали служить Христу.
Не поддавшись искушениям дьявола и победив его силой своего духа, Христос показал нам, людям, что пришел на землю со своей миссией: освободить людей от власти дьявола, и безо всяких уступок злу.
После возвращения из пустыни Иисус Христос вновь пришел на реку Иордан, где в то время крестил людей Иоанн. Увидев Иисуса Христа , Иоанн воскликнул : « Вот агнец Божий, который берет на себя грехи мира». То есть этим самым Иоанн дал понять людям, что Спаситель кротко примет на Себя страдания и смерть, прольет кровь свою за грехи всего мира, чтобы спасти людей от вечной смерти.
И далее Иоанн свидетельствовал: « Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем, и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
На следующий день, увидев вновь идущего Иисуса Христа, Иоанн сказал стоявшим около него двум своим ученикам: « Вот, Агнец Божий». Услышав эти слова, оба его ученика пошли за Иисусом Христом. Один из них был Андрей, первым последовавший за Христом, поэтому и был назван Первозванным. Другим был Иоанн Богослов.
Позже Андрей привел к Иисусу брата своего Симона. Христос, предвидя в Симоне крепкую веру, нарек его Петром (Петр – значит «камень»). На другой день Спаситель призвал к себе Филиппа, а Филипп привел к Нему Нафанаила.
Биография братьев- апостолов Андрея и Петра началась в Галилее. Они родились в семье Ионы в небольшом городке Вифсаида, расположенном на берегу Генисаретского озера (Тивериадское море). Андрей в молодости был рыбаком и ловил рыбу на озере. И это продолжалось до встречи с Иоанном Крестителем, которая круто изменила судьбу простого рыбака. Слова Иоанна об Иисусе Христе, всеобщей любви и бессмертии души, и то, что Иисус является сыном Божьим, хотя и предстает перед ними в облике человека, поразили будущего апостола в самое сердце и проникли вглубь его души.
Согласно повествованию Евангелия от Иоанна, именно Андрей и стал первым и любимым учеником Иисуса Христа. Он стал, как и его брат, Симон (нареченный Иисусом Петром), одним из двенадцати апостолов.
События тем временем развивались своим путем, определенным Божьим Провидением.
Иисус Христос пошел по городам и селениям еврейской земли проповедовать Евангелие - радостную и благую весть о том, что Он есть обещанный Спаситель, пришедший на землю спасти людей от власти дьявола, греха и вечной смерти, и дать людям вечное спасение – Царство Божие.

Многие из евреев уверовали в Иисуса Христа, и толпами ходили за Ним, слушая Его Божественное учение. Другая часть народа, особенно вожди еврейского народа, фарисеи, саддукеи, старейшины и священники, не захотели приять Его учения и поверить в то, что Он и есть Спаситель, ибо велико было их желание властвовать и господствовать над людьми, так как много злобы было в их сердцах. Они стали Его непримиримыми врагами и сделали все, чтобы расправиться с Ним.
После того, как Иисус Христос был осужден на распятие и казнен, на третий день после Своих страданий и смерти, Он силою Своего Божества воскрес из мертвых, т.е. ожил, и через некоторое время явился своим ученикам, смутив и испугав их своим неожиданным появлением. Но это же явление стало и великой радостью для всех Его учеников, подтверждая Его слова о Воскресении.
В сороковой день после воскресения ученики Христовы собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и вел беседу с ними: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедано быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедайте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если, что смертоносное выпьют, не повредит им; возлагать руки на больных, и они будут здоровы».
Затем он сказал своим ученикам, что ниспошлет Духа Святого на них, а до того времени, чтобы они не расходились из Иерусалима. Он сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силой свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым».
Так, беседуя, они вышли из города, и пошли на гору Елеонскую в сторону Вифании. Ученики, обрадованные словами Иисуса, обступили Его и стали спрашивать: «Не в эти ли времена ,Господи, восстанавливаешь Ты царство Израилю?» Иисус ответил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы примете силу, когда сойдет на вас дух Святой, и будете проповедовать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли».
После это Спаситель, подняв руки, благословил учеников, и вознесся на небо, и вскоре облако взяло Его из вида их.
Возвратившись в Иерусалим, ученики там ожидали сошествия Святого Духа. В эти же дни они, помолившись, выбрали из других учеников Христовых по жребию двенадцатого апостола Матфея, вместо погибшего Иуды (Иуда Искариот).
На десятый день после Вознесения Христова - это был пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа, на апостолов снизошел Дух Святой в виде (огня) огненных языков и каждый из них приобрел благодать, которую обещал Иисус Христос.
Вначале апостолы проповедовали евреям, а потом разошлись по разным странам.
По преданию апостолу Андрею Первозванному выпало идти на север с проповедью Евангелия, в Скифию, т.е в те земли, из которых впоследствии образовалась Россия. Хотя апостол родился далеко от нашей земли, он вошел в нашу историю как древнейший российский чудотворец и проповедник Евангелия на Руси, почти за тысячу лет до принятия христианства нашей страной. Но это было гораздо позже, а вначале Святой Андрей прибыл в Грецию. В Византии он рукоположил в епископы Стахия одного из семидесяти учеников, тем самым, основав епископскую кафедру. Везде он нес свет Евангелия среди языческих племен. Пробыв некоторое время в Малой Азии, он направился в Македонию и Грецию. В тот период в Греции часто проходили диспуты, в которых принимали участие софисты – профессиональные спорщики. В Аргосе апостол Андрей принял участие в диспуте и довольно легко победил этих профессионалов в красноречии. Из Аргоса он направился к побережью Понта Евксинского (Черное море). Выполняя свою высокую миссию, следуя от Трапезунда до Синопа, посетив большое количество городов и поселений, апостол Андрей нес благую весть о Иисусе Христе, бессмертии души и призывал к любви, исцелял людей; одним словом, творил чудеса. Но среди язычников много было злобы и неверия в проповеди апостола, а свои идолы были гораздо ближе и дороже, чем принятие веры во Христа, вот и в Синопе толпа озверевших язычников закидала его камнями, едва не закончив его жизненный путь. Но в силу дарованной Святым Духом благодати он не получил ни одного ушиба и ни одной царапины, что повергло толпу в изумление и смятение.
Следуя далее, Святой Андрей добрался до границы Боспорского царства, прошел по горам Кавказа. Отсюда он впоследствии пройдет будущую землю Русскую от юга до севера: от киевских гор до Новгорода, и даже посетит остров Валаам. В этой трудной и тяжелой дороге большую пользу ему оказало именно то событие, которое называется сошествием Святого Духа на апостолов. Именно это событие дало Святому Андрею и другим апостолам способность и силу для проповеди Христова учения всем народам, и именно этот Божественный огонь имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. Этим же огнем они стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
В то время не так уж много местных жителей могли изъясняться на других языках, но все люди понимали апостола и его проповеди, и ему не нужен был переводчик. Прибыв в Тавриду (Крым), апостол в первую очередь посетил Пантикапей (сейчас Керчь), затем Феодосию, Судак. По преданиям, многие язычники прониклись словами его проповедей и целительством - ведь даже самые безнадежные больные излечивались, немощные старики и калеки вставали от одного прикосновения его рук. В местах его пребывания оставались его последователи, а часть следовала за ним в его трудных миссионерских переходах. Он выбирал дороги нелегкие, горные перевалы и тропы. Следуя своим путем, святой апостол с учениками остановился недалеко от водопада Кучук-Узень, поэтому водопад получил название Ай-Андре (Святой Андрей). Вода его и сейчас сохраняет живительную силу, исцеляет многие болезни, и длительное время не портится. Из века в век идет предание, что если принять крещение в этом водопаде, то судьба будет благосклонна к человеку, и он будет удачлив и счастлив. Недалеко от водопада и сейчас еще видны развалины древнего храма. Пройдя по горам Кавказа, святой Андрей спустился вниз, прошел вдоль южного берега Крыма и дошел до Херсонеса. Здесь он пробыл долгое время, проповедуя и неся благую весть. Херсонес в дальнейшем стал одним из первых христианских центров на Руси.
Из Крыма апостол Андрей и его ученики двинулись вдоль Днепра в северном направлении. В одном месте, выйдя на берег для ночлега, апостол Андрей увидел красивые горы. Поднявшись на один из холмов, святой Андрей установил там деревянный крест и предсказал, что в этой стране будет сиять истинная вера Христова. Сейчас здесь расположена столица Украины – город Киев. Провидец вещал своим ученикам: «Видите эти горы? На этих горах воссияет благодать Божья, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Как видим, пророчество сбылось, хотя было сделано за пятьсот лет до основания Киева, и почти за тысячу лет до крещения Руси. И это в то время, когда римская языческая империя с особой жестокостью расправлялась с христианами и их последователями. Да и торжества христианства, как религии, в мире еще не наблюдалось.
Через двенадцать веков на месте ночлега, где святой апостол расположился с учениками, была воздвигнута церковь во имя Воздвижения Честного Креста. А в середине девятнадцатого века уже на месте этой церкви воздвигли храм Андрея Первозванного.
Далее Святой Андрей, как гласит «Повесть временных лет», двинулся дальше на север и дошел до Новгорода, до Ильменя и Ладожского озера.

После своих странствий по землям будущей России Святой Андрей Первозванный двинулся в Рим, а потом в Грецию.
Как гласит предание, при вступлении святого апостола на греческую землю , его лицо озарилось ярким сиянием, и это было знаком свыше. Подобные явления встречались и ранее, и позже со святыми, как мы помним из священных писаний. Да и в ближайшее к нам время, как пример, можно взять Святого Серафима Саровского .
В греческом городе Патры (Патрах) в Ахаии, Святой Андрей исцелил множество людей, а также брата и жену правителя Эгеата. Совершаемые святым апостолом деяния и чудеса, а также его проповеди возымели громадное воздействие на население, и практически все жители города стали христианами. Но такое положение дел совсем не устраивало правителя города Патры – Эгеата, и он приказал своим воинам распять апостола. А чтобы он дольше мучился, приказал не пробивать тело гвоздями. Святого распяли на кресте по форме напоминавшим латинскую букву «Х» - это было пожелание самого Святого апостола Андрея, он считал, что недостоин быть распятым на таком же кресте, что и Спаситель.
Но, и будучи распятым, Святой Андрей не оставлял своих проповедей, и продолжал нести Слово Божие и Благую Весть народу. Народ требовал от правителя снять с креста апостола. Под давлением верующих, и опасаясь неповиновения, Эгеат приказал остановить казнь и снять с креста святого, но сам Андрей Первозванный восхотел крестной смерти за Господа. И, сколько стражники не пытались, они не смогли развязать его руки. В это время неземное сияние озарило место казни и когда оно исчезло, то люди увидели, что святой отдал свою душу Господу. Такая самоотверженность во славу Господа поразила весь народ. Супруга правителя Максимилла сняла тело святого и с почестями предала его земле.
Господь призвал святого к себе на восходе солнца 30 ноября около 70 года от Рождества Христова.
Затем, уже при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея Первозванного были с почестями перенесены в храм Святых Апостолов в Константинополе. Крест такой форма, на котором был распят Святой Апостол Андрей, теперь называется « Андреевским».
На Руси издавна почитался косой Андреевский крест, так как виделся верующим символ греческой буквы «Х» - первой в слове «Христос».
Существует мнение, что Император Петр I повелел считать небесным покровителем Русской Земли Святого Апостола Андрея Первозванного. В связи с этим он и учредил первый и высший российский орден - Святого апостола Андрея Первозванного. Правда, точная дата учреждения не известна. Далее в следующей своей статье мы увидим этот момент признания Святого Андрея Покровителем России. Но все ли так гладко с этим вопросом, как кажется на первый взгляд? Эта тема для другого разговора, а сейчас продолжим о Святом Андрее.
В империи появляется военно-морской флаг: на белом полотнище косой голубой крест; он получает название «Андреевский флаг». Корабли под этим флагом потом бороздили моря и океаны не одно столетие. Овеянный славой и героизмом, этот флаг вновь возродился в современной России в наше время. Но до его появления русский военный флаг того времени был бело-сине-красным. Именно такой флаг нарисовал царь Петр в инструкции русскому посланнику в Турцию Украинцеву, когда тот в 1699 году на корабле «Крепость» через Керчь отправился в Константинополь.
Все создавалось в спешке, заново. Ведь даже государственный военный флаг царь кое-как рисует на обрывке бумаги и посылает вслед за посольством. На том же листе снизу, как бы альтернатива в размышлениях Петра, был нарисован еще один флаг, но только контуры, без отметки цветов. Флаг также состоял из трех горизонтальных полос, и перечеркнут косыми полосами. Вот именно данный эскиз в дальнейшем и стал военно-морским знаменем. Трехцветный флаг, перечеркнутый голубым косым Андреевским крестом, и был потом в 1703 году утвержден Петром I. Почему он не сделал этого раньше? Возможно, ждал, пока русский флот выйдет в Балтийское море, что и случилось в том же году после захвата острова Котлин. И вот у России стало четыре моря - Белое, Каспийское, Черное и Балтийское. Вот четыре моря – вот и четыре луча косого Андреевского креста. Через десять лет с морского флага были убраны горизонтальные полосы, и он стал тем традиционным для нас Андреевским флагом, с которым связана вся судьба и история русского флота.
Святого апостола Андрея особо почитали и в других странах; например, в Шотландии. Правда, флаг в Шотландии синий, а сам крест белый. Цветовая гамма Андреевского креста встречается следующая: белая, голубая, синяя, красная и золотая. Она встречается в геральдической традиции как государственной, так и родовой.
Делая небольшое отступление от темы данной статьи, я хочу сказать, что недавно в России возникло молодежное антифашистское движение «Наши», которое, кстати, имеет красный флаг с белым Андреевским крестом.
Что же за событие предшествовало появлению культа или, правильнее сказать, почитанию Святого апостола Андрея Первозванного в России и тем более считать его небесным покровителем её?
Петр Первый родился 30 мая 1672 года - это приходилось на день памяти Исаакия Далматского (борца за чистоту веры, монаха-подвижника IV века)– фактически неизвестного в России святого. И тогда по святцам дитя нарекли Петром (день памяти всего на один день раньше – 29 июня). И получается, что младенец обрел себе не только небесного защитника, но и одного из самых высших покровителей в иерархии – апостола. Но данный ход иерархов церкви оказался довольно удачным, в связи с тем, что Святой Первоверховный апостол Петр (Симон) был единокровным братом Святого апостола Андрея Первозванного, то таким образом будущий император получил и второго святого покровителя. В свое время, став императором, Петр воздаст должное всем своим святым покровителям; и святому апостолу Петру – возведет новую столицу империи и окрестит ее Санкт-Петербургом – городом Святого Петра ,и построенным Петропавловским собором в городе, и святому Исаакию – строительством Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге (первый Исаакиевский храм был деревянным, в нем 295 лет назад венчались Петр с Екатериной I), а также и Святому апостолу Андрею Первозванному – учреждением первого и высшего в России ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. Дань им всем, за их покровительство, будет уплачена сполна. А Андрей Первозванный даже получит статус Небесного Покровителя России, что и будет за ним закреплено в Орденском знаке: на двуглавом государственном орле располагался косой синий крест, на котором была распятая фигура Святого апостола Андрея, и на концах креста латинские буквы «S», «А», «P», «R». Эта сокращенная надпись гласит «Sanctus Andreas Patronus Russaie» ,что в переводе с латинского означает «Святой Андрей покровитель России».
Трудно сказать, что двигало императором, когда он самолично установил небесного Покровителя для России, не оглядываясь на прошлое Руси. То ли его железная воля по переустройству России и внедрению западного образа жизни, внедрению новых веяний, правда, чуждых как боярству, так и народу, а отсюда и сопротивление, и непонимание практически всех сословий, а также вследствие этого отрицание им своих традиционных русских ценностей, как духовных, так и материальных, и, как следствие, противовес народному и церковному миропониманию обустройства страны (что это -недоверие всем и вся? Или что другое?). Можно предположить, что высотная планка Святого Андрея у Петра I подспудно, видимо, ассоциировалась с ним самим по одной параллели: Святой Андрей был рыбаком, затем, выполняя свою проповедническую миссию, он совершал дальние странствия по рекам и морям, т.е. связан был с водной стихией. Как мы знаем, Петр Великий был корабелом и флотоводцем, и эта его страсть была стимулом его жизни, его стремлением открыть доступы России к морям - жизненноважным именно для его империи. Он же, Андрей Первозванный, был первым проповедником христианства на землях будущей России, а царь Петр был первым проповедником нового западного образа жизни и мышления, скорее всего, стремившимся внедрить на русских землях протестантский стиль бытия. Хотя, возможно, он остановил свой выбор именно на апостоле Андрее, покровителе путешественников и мореплавателей, чисто в политическом аспекте – подчеркивая этим древность христианства на Руси. С другой стороны его отношение к церкви и духовенству мы также знаем – оно не однозначно.
В 1698 году Петр I , после возвращения из заграничного путешествия, учреждает первый и высший в России орден – Святого апостола Андрея Первозванного.
Самое раннее упоминание об ордене относится к 20 марта 1699 года. В «Дневнике» Иоанна Георга Корба, секретаря австрийского посольства в России, была произведена следующая запись: «Его Царское Величество учредил кавалерский Орден Святого Андрея Апостола».
В то время европейские государства имели собственные наградные системы и ордена, и некоторые из них существовали уже сотни лет.
Составленный проект Статута орденской организации , и его видение относительно принципов организации при Петре I ,так и не был утвержден.
Награждение проводилось, и в царствование Петра I, было пожаловано в кавалеры Ордена Святого Андрея Первозванного 38 человек, из них 24 российских подданных и 14 иностранцев. Первым в 1699 году был пожалован Орденом генерал-адмирал Ф.А.Головин. Вторым кавалером стал гетман И.С. Мазепа в 1700 году и знаки ордена ему вручал сам царь. Сам царь в 1703 году отмечен был данным орденом шестым в списке – за руководство операцией по взятию двух шведских судов (шнявы «Астрильд» и бота «Гедан», в устье Невы. Знаки ордена на царя возложил первый Андреевский кавалер Ф.А.Головин.
Вначале знаки ордена Святого апостола Андрея Первозванного до лета 1709 года имели форму синего косого Андреевского креста с золотой каймой. Правда, в 1706 году персонально для царя Петра I был сделан пробный орденский знак в виде двуглавого орла с помещенным у него на груди Андреевским крестом.
Знаки принадлежности к ордену Святого Андрея Первозванного состояли из нескольких элементов: Крест, Звезда, Голубая лента и Орденская цепь. Кстати Орден Св. Андрея был единственным и оставался далее таковым, который имел орденскую цепь, в отличие от других российских орденов.
Кавалеры ордена получали «старшинство и преимущество» как перед прочими всеми дворянами, так и титулованными – боярами, князьями и графами, а также и перед всеми не только равного с ними чина, но и старшего, например, кавалер в чине генерал-майора считался выше «своего генерала». После появления Табели о рангах кавалеры Ордена Св.Андрея Первозванного были приравнены к ее III классу, т.е. к генерал-лейтенантам.
Далее не стоит в данной статье приводить подробные описания Орденских знаков, перипетий Статута Ордена и т.п.- это хорошо рассказано в статье «Статут Российского Императорского Ордена Святого Апостола Андрея Первозванного» С.В. Думина, опубликованной в журнале «Гербоведъ» за 2004 год № 7 (73). Цель моей статьи немного другой направленности.
Хотя в конце повествования хочется сказать, что Петр I определял одновременное прибывание в составе орденской организации не более 12 человек « природных российских кавалеров», видимо в память о двенадцати апостолах Спасителя, этого правила, он фактически придерживался на протяжении всего своего царствования. Общее число кавалеров ордена (русских и иностранцев) не должно было превышать двадцати четырех человек
Император Павел I в день своего коронования ,5 апреля 1797 года, подписал особое Установление, являющееся первым по времени официально утвержденным Статутом Ордена Андрея Первозванного.
До царствования Павла Первого не было пожаловано орденом ни одного лица духовного звания. Первым Андреевским кавалером стал в 1796 году митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил. Императором Павлом было узаконено и награждение всех без исключения младенцев мужского пола –Великих князей- Орденом Святого Андрея при крещении, а князей императорской крови – по достижении ими совершеннолетия.
Двенадцать старших кавалеров , по времени награждения орденом Св.Андрея, получали командорства, обеспечившие дополнительные доходы: три командорства по 1000 душ крепостных каждое, четыре – по 800 душ, пять – по 700 душ. В каждой из этих трех групп одно командорство давалось причисленному к этому ордену лицу духовному. Эти пожалования были пожизненными, и после смерти кавалера переходили к следующему по старшинству члену ордена и обладателю награды.
В новой современной России в 1998 году Указом Президента РФ от 1 июля за номером 757 Орден Святого апостола Андрея Первозванного был восстановлен. Конечно, орденские знаки и атрибутика новой награды нашего государства немного отличается от императорского Ордена, но по внешнему виду схожи. Также сохранены на концах креста – золотые буквы «S», «А», «Р», «R» - Святой Андрей Покровитель России. Значит, новая Россия признала своим небесным покровителем Святого Апостола Андрея Первозванного!?



Литература:


1.Самые знаменитые награды России. В.Н.БАЛЯЗИН,В.А.ДУРОВ,А.Н.КАЗАКЕВИЧ.
Москва. «Вече».2000.
2.Сто великих наград.
Н.А. ИОНИНА – автор-составитель.Москва. «Вече» 2002.
3.Награды.Историческая серия.
И.В.МОЖЕЙКО (Кир Булычев). Москва. «Хронос». 1998.
4.Ордена России.
В.А.ДУРОВ. Москва. «Воскресенье». 1993.
5.Иностранные и русские ордена до 1917 года.
И.Г.СПАССКИЙ. Санкт-Петербург. Издательство «Дорваль»,ТОО«Бриз».1993.
6.«Наука и Религия» ежемесячный научно-популярный журнал.Москва.2002-2003.
7.«Гербоведъ» издаваемый РГК. Москва. 2004 №7(73)
8.Я познаю мир. Награды. Детская энциклопедия.
А.А.ЯКОВЛЕВ –автор-составитель. Москва. «Олимп».ОО «Фирма «Издательство
АСТ».1998.
9.Титулы, Мундиры, Ордена в Российской империи.
Л.Е. Шепелев. Лениград. «Наука». Ленотделение.1991.
10.Государственный Герб России.500 лет.
Г.В.ВИЛИНБАХОВ. Санкт-Петербург. АО «Славия».1997.
11.Державный орел России. Библиотека журнала «Источник».
В.ЛЕБЕДЕВ. Москва. «Родина»1995.
12.Титулы, чины, награды.
Г.А.МУРАШЕВ. Санкт-Петербург. ООО «Издательство Полигон».2000.
13.Русское дворянство.
Б.И.СОЛОВЬЕВ. Санкт-Петербург. «Издательство Полигон».2003.
14.Энциклопедия Российской монархии.
Великие князья. Цари.Императоры. Символика ирегалии. Титулы.
Под редакцией В.Бутромеева. Екатеринбург. «У-Фактория»2002.
15.Откуда и что на флоте пошло.
В.Дыгало.Москва.Издательская группа «Прогресс».»Пангея».Москва.1993.
16.Символы и регалии России.
Москва. Издательство «АСТ».
Санкт-Петербург. « Издательство «Полигон».2006.



NOTA BENE!

Эта статья была написана вместе с другой статьей "Жребий  или Выбор?" вкупе в 2008 году.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz