МАГИСТРАЛЬНЫЙ КАНЦЛЕР ОРДЕНА ХРАМА В РОССИИ
Главная
Вход
Регистрация
Среда, 17.04.2024, 01:25Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 51

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи посвященные рыцарству.    

Основная часть статей взята из ресурсов интернета. 

За качество и профессиональный подход к рыцарской тематике ответственности не несу.

Фамилии авторов указаны.





Чем был меч для средневекового рыцаря? Только ли оружием?


 Михаил Груздев


Рыцарский меч… Сколько легенд, сказаний, да и историй, похожих на правду рассказано об этом замечательном оружии. Меч в те времена был очень дорогим оружием. Его даже передавали по наследству.

Рыцарь мог сломать копье, потерять коня, отбросить щит, но меч… «Как для рыцаря меч» – так говорят о самом дорогом для человека. Недаром идиома «сломать меч» навсегда стала синонимом поражения. Конечно, во времена короля Артура (начало XII века), да и много позже, наряду с мечом применялось множество видов другого оружия. Например: копье, секира (боевой топор), кистень, цеп, пернач, палица, булава, чекан – узкий боевой молот на длинной ручке (он же клевец), моргенштерн – шипастый шар, прикрепленный короткой цепью к деревянной рукоятке.

Копьё в ближнем, особенно пешем, бою неудобно, к тому же оно легко ломается. А остальные виды оружия? Представим следующую ситуацию: в поле один на один два пеших воина: один вооружен щитом и мечом, другой (вариант первый – щит и чекан) или (вариант второй – моргенштерн и щит). За кем останется победа?

Конечно, элемент профессионализма и военной удачи никто, даже господь Бог, не отменяет. И всё же.

1. Щит нельзя развалить ударом меча. В лучшем случае меч затупится, в худшем сломается, может еще и в щите застрять. Если тупым мечом пытаться прорубить доспехи – ничего не получится...
2. Чекан не застревает в щите – он его пробивает и все. Кроме того, от удара чеканом не спасает ни шлем, ни латы; пропустив удар, воин сразу получает тяжелую контузию.
3. Силу в бою тоже надо экономить: ни моргенштерн, ни чекан не весили больше, чем меч. Их вес – от 1,5 до 3 кг максимум. Зато они ударяют ограниченной поверхностью и их пробивная способность очень велика, по сравнению с мечом.
4. У меча есть одно только преимущество – им можно колоть, но у тех же чеканов часто делался сверху острый бивень – им тоже можно было колоть, как очень коротким копьем. Таким образом, преимущества меча сходят на нет, особенно против кольчужного доспеха, прекрасно защищающего от скользящих ударов.
5. Моргенштерн создает опасные для жизни контузии. Даже удары по щиту моргенштерном и то опасны, они могут создать тяжелые ушибы руки, которая держит щит, и щит повиснет на неподвижной руке....
6. И моргенштерн, и чекан крайне опасны при ударе в голову, их практически невозможно отбить – особенно у чекана. Каждый раз поднимать щит так высоко – устанет рука. А пытаться отбить моргенштерн мечом – без меча останешься... запутав меч цепью, его очень легко вырвать у противника. А меч в этой ситуации будет гораздо менее эффективен – он соскальзывает с поверхности шлема, не наносит контузии, хуже прорубает шлем на голове...

Вот такие вот соображения...

Кстати, всё это оружие обходилось гораздо дешевле меча. Так может меч – это просто понты? Ведь для пешего средневекового воина меч был больше вспомогательным оружием.

Иное дело – конный воин. Скорость, с которой сближаются конники, не позволяет наносить множественные удары – часто один удар решал, кто победит. Копьё обычно ломалось уже к середине битвы. Кстати, рубящий встречный удар мечом у конника гораздо сильнее, чем у стоящего пехотинца. Удачный колющий удар в несущегося на огромной скорости противника пробивал любой доспех. Пехотинцы могут остановить конницу только плотным копейным строем, во всех остальных случаях конный воин имеет перед пешим неоспоримое преимущество. И именно мечом удобнее пробиваться сквозь плотный строй пехоты.

В крестовых походах рыцари-крестоносцы столкнулись с легкой конницей арабов – саррацинов, главным вооружением которых была кривая сабля. А ведь не переняли её, как, например, древние римляне испанскую саблю. Легкая булатная сабля, легко перерубающая гвозди, оказалась бессильна против закованных в доспехи рыцаря. А колющий или рубящий удар острого, сужающейся к концу тяжелого полуторамерового стального лезвия легко пробивал любой арабский доспех, в том числе и щит. Да и помолиться для просьбы милости Господней легко, достаточно воткнуть меч в землю. Вот и походный алтарь с крестом…

А уж как символу статуса мечу просто не было равных! Высокая стоимость хорошего длинного меча (по сравнению с другим оружием) делает его доступным лишь для состоятельных людей. Меч всегда находился при своём владельце, и по нему можно легко определить, с человеком какого социального уровня имеешь дело. Следовательно, именно меч выделял рыцаря из массы других людей, символизируя его социальное превосходство. Человек, хорошо владеющий мечом, не задерживался долго на нижних ступеньках социальной лестницы. Кстати, посвящение в рыцари в те времена тоже производилось мечом. При посвящении в рыцари над посвящаемым делались некие «священные» манипуляции: хлопнуть его боковой стороной клинка по плечу или сделать что-то в этом роде.

А вот и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок.

«Меч для рыцаря не просто инструмент, как топор для плотника или мастерок для каменьщика. Он друг. Потому что не только защищает, но и кормит. Попробуй, не окажи ему должного внимания – подведет в трудную годину.
Застрянет в кости врага, вывернется из руки… Заклинит в ножнах… Да мало ли.
Меч надо холить и лелеять. Точить оселком, смазывать в сырую погоду. И, конечно, упражняться, упражняться, упражняться! Ведь странствующие рыцари вынуждены полагаться только на силу рук, меч и копье, да на удачу и милость Господню.»
 Владислав Русанов. «Пасынок судьбы.» 

Так продолжалось до тех пор, пока не появились пушки и пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Тяжелый, закованный в латы неповоротливый конник был прекрасной мишенью. А меч постепенно «выродился» в изящную шпагу, которую мужчины знатного сословия носили ещё много лет (даже веков) спустя.



Куда подевались рыцари в современном обществе? Мужчина, женщина и этикет.


Михаил Берсенев


В одном интервью малоизвестная в кругах любителей поп-музыки певица на вопрос «Какие мужчины вам нравятся?» ответила, что ее привлекают мужчины-рыцари. Но оговорилась, что теперь сей вид – большая редкость.

На вопрос «Почему сложилась такая ситуация?» она ответила, что это связано с падением общего культурного уровня населения в целом. Если раньше упор в обучении шел на классическую литературу, в которой благородные кавалеры-рыцари красиво, со знанием тонкостей обхаживали дам сердца, то теперь все иначе. В век Интернета и телевидения благородные юноши куда-то испарились. В конце интервью передали песню этой самой исполнительницы, смысл которой заключался в следующем (вольный пересказ): я тебя любила, а ты меня бросил; ты – кретин, а я – королева.

Итак, мало рыцарей. Возможно, это просто от незнания правил этикета? Хотелось бы напомнить некоторые забытые нормы рыцарско-джентльменского поведения по отношению к даме. Старинные предметы заменяются в повествовании новыми. Например, конь на автомобиль и т.д.

1. Некоторые кавалеры-грубияны на авто привозят свою даму сердца практически к ее дому, но останавливаются метрах в ста от подъезда со словами типа: «Выплевывайся, милая, из машины и дойди пешочком! Я в твой двор не поеду – там негде развернуться!» Это не есть слова благородного рыцаря.

Представьте, что ваша машина – это конный экипаж рыцарских времен. Вы – рыцарь, который после бала доставил возлюбленную к апартаментам (замку). Вы обязаны подъехать прямо к подъезду дома, где живет ваша пассия. Ваша задача – оторвать пятую точку с сидения водителя, обойти автомобиль, открыть дверь со стороны спутницы и подать ей руку для опоры.

Здесь важно не перепутать слова, которые нужно сказать. Не «Выплевывайся, дорогая!», а «Держись за мою руку, дорогая!» И самое главное – проводить даму буквально до дверей лифта, ибо это в древности на пороге дома лакеи встречали сановных дочерей и жен. Нынче в подъезде с разбитой лампочкой лакеи редки, а маньяков, наркоманов и бомжей – пруд пруди. Итак, следует сопроводить даму до лифта, а еще лучше до дверей квартиры! Такой жест оставит благоприятное впечатление о вас как о современном рыцаре.

2. Многие мужчины 21-го века не умеют даже правильно открыть дверь перед женщиной. В очереди, скажем, на оплату услуг ЖКХ в Сбербанке такие кавалеры стремятся вперед женщины впихнуть свои квитанции в окошечко кассира. Более того, если такой горе-джентльмен видит, что женщина с квитанциями стремится в Сбербанк по улице рядом с ним, то он резко прибавляет скорость и оказывается первым на входе. А затем старается захлопнуть побыстрее дверь перед самым носом женщины, чтобы первым занять место в очереди.

А правильно было бы открыть перед дамой эту самую дверь, подождать, пока все ее тело, вне зависимости от габаритов, минует дверной проем, и только после этого уже входить самому. Важно: не переступать порога помещения самому, а либо толкнуть, либо потянуть на себя дверь и застыть в таком положении недвижимым имуществом, пока дама не исчезнет внутри здания.

При этом если у вас основательный живот, в просторечии – пузо, и оно мешает даме продефилировать мимо вас, то следует повернуться этим самым пузом в направлении, параллельном движению дамы, отступить на шаг назад, продолжая удерживать дверь. Не забудьте сделать глубокий вдох, чтобы живот максимально втянулся. Ваше пузо не должно мешать свободе передвижений дамы сердца.

3. Прибыв со своей дамой в кафе, ресторан, бар не следует сразу же за столиком хватать меню и истошно гаркать во всю глотку: «Официант! Мне вина и водки! А ей – указывая на даму – шампусика!» Следует сначала предложить меню вашей даме. И не торопите ее возгласами: «Что будешь хавать?!» Пусть спутница сама выберет блюда по вкусу, только после этого делайте общий заказ официанту.

4. Благородный джентльмен-рыцарь даже в крутые морозы будет ждать появления его дамы сердца на свидании столько, сколько нужно. Час, не менее. Мало ли, где она может задержаться! Это мужчине достаточно помыться да сбрызнуться одеколоном.

И уж только мужлан будет, скривив лицо, выговаривать опоздавшей на встречу даме даже лютой зимой: «Где тебя носило?! У меня уже все хозяйство отморозилось!» Благородный рыцарь лишь улыбнется посиневшими губами, сдернет с усов (при их наличии) сосульки из слюней и просто выдохнет: «Как я рад, что ты все же пришла, дорогая!»

5. Настоящий рыцарь на ужине, кушая с выпученными глазами сильно пересоленную дамой стряпню, не бросит ей даже намека на обвинение в неумении готовить, а непременно похвалит кулинарные таланты хозяйки.

6. Настоящий рыцарь при нападении в темном переулке мрачных личностей не станет стремительно улепетывать, крича оставшейся со злодеями даме фразы типа «Милая! Созвонимся позже!», а достанет из кармана травматический пистолет и точными выстрелами нейтрализует противника. Раньше благородные рыцари всегда носили с собой меч или шпагу. Нынешние рыцари переключаются на современные средства ведения боя.

7. Джентльмен-рыцарь после ресторана не рубанет даме сердца в лоб фразой «Айда ко мне в кровать!», а обязательно предложит ей посетить театральную премьеру, выставку модного художника или хотя бы пригласит в кино на VIP-места.

8. Настоящий средневековый/современный рыцарь не станет вещать своей даме сердца, как он напился до свинского состояния на дне рождения сестры или о том, как он переборщил за ужином с фасолью и его всю ночь пучило. Он сумеет поддержать беседу о новинках культурной жизни, о тенденциях в мире моды. Он следит за новостями и всегда держит руку на пульсе времени. Он разносторонен и интересен.

9. Настоящий рыцарь в эпоху карет и балов не позволял себе сидеть перед дамой, закинув ногу на ногу. Нынче мужчины стремятся закинуть свои нижние конечности чуть ли не на стол, беседуя с женщиной. Если вы в душе рыцарь, то такое себе не позволите.

Некоторые говорят, что рыцарство, джентльменство – это то, что живет или не живет в крови, передается с молоком матери. Частично это так, но в основном все-таки сия особенность характера нарабатывается.

Теперь, когда мы освежили в памяти некоторые правила поведения благородных рыцарей, вы можете смело начинать ухаживать к той певице, что сетовала на их острую нехватку. Да и не только к ней. Рыцари всегда «на вес золота» и вам будет рада любая дама.




Битва при Хаттине. Кто виноват?


Анатолий Рогозин


Материалов, рассказывающих об этом событии, существует достаточно. Можно найти как работы историков, так и воспоминания тех, кто находился в Королевстве Иерусалимском в 1187-м году, и даже записки участников знаменитого сражения. Весьма занимательное чтение – об одних и тех же событиях разные авторы рассказывают совершенно разные истории, противоречат друг другу до такой степени, что сложно понять, в чьих словах есть хотя бы крупица правды.

Оно и неудивительно, к этому времени знатные сеньоры Королевства были разделены на две враждебные партии, и каждый видел свою правду, а те, кто служил или симпатизировал тому или иному сеньору, эту ограниченную правду и записали.

Нет сомнений в том, что перед и в ходе Хаттинской битвы вожди христианской армии совершили массу непростительных с военной точки зрения ошибок. Впрочем, ощущение такое возникает, что если бы всех их собрать вместе и устроить разборку на тему, вынесенную в заголовок, уже во второй-третьей фразе появилось бы слово «предательство». Это многое бы объяснило, только вот есть разные кандидаты на роль предателя, а серьёзных доказательств – ноль.

Попробуем по порядку. Главные действующие лица:

Ги де Лузиньян (1160-1194), король Иерусалима по праву супруги.
Амальрих де Лузиньян (1145-1205), коннетабль Королевства, старший брат короля.
Раймунд (1140-1187), граф Триполи и князь Галилеи (последнее – по праву супруги). Фамилии не имеет, происходит из дома графов Тулузских.
Жерар де Ридфор (1141-1189), Великий магистр Ордена тамплиеров.
Балиан д’Ибелин, (1142-1193), сеньор Наблуса.

Теперь постараемся восстановить события, одно за другим.

Внутриполитическая ситуация. В течение почти года (июль 1186 – май 1187) граф Раймунд Триполийский отказывался повиноваться королю, заключил сепаратный договор о ненападении с Саладином и давал официальные разрешения мусульманским отрядам проходить через его земли. Возможно, вёл какие-то сложные политические игры. Раймунд неоднократно встречался с Саладином, личные отношения – хорошие, возможно, даже приятельские. Правда, король Ги тоже заключил мирный договор с султаном.

Киссон. 1 мая 1187-го Жерар де Ридфор атаковал превосходящий по силе отряд мусульман, находившийся в Галилее по договору с Раймундом Триполийским. Практически начал войну, притом не в самый благоприятный для христиан момент. Погибли около ста рыцарей тамплиеров и госпитальеров и примерно столько же сержантов – это много, военная мощь орденов серьёзно подорвана. Совершенно загадочным образом самому де Ридфору удалось спастись, ему и ещё двум рыцарям.

Вербовка армии. Вообще в Иерусалиме обычно околачивалось достаточно большое число паломников из Европы, среди них были и рыцари, и опытные воины простого звания. Но именно летом таких людей было совсем немного, пришлось вербовать кого попало. Это обстоятельство почти объективное, хотя и тут есть сомнения.

Двадцатикилометровый марш через пустыню однозначно и сильно подорвал боеспособность христианской армии. Все опытные командиры это понимали. Приказ на выступление отдал король. В качестве оправдания – несколько лет назад Ги де Лузиньян, будучи командующим армией, в похожей ситуации отсиделся в Сефории, чем вызвал неудовольствие тогдашнего короля Балдуина IV. Впрочем, в 1187-м короля уговорил (надавил?) Жерар де Ридфор. Его соображения: если предложение обороняться в Сефории исходит от Раймунда Триполийского – надо делать наоборот. Амальрих де Лузиньян, всё это понимал, мог повлиять на младшего брата, но не сделал ничего.

Подготовка к походу. Лошади утром отказались пить. Выступление не было отложено. В обозе было много телег непонятно с чем, а воду погрузить просто забыли. Амальрих де Лузиньян – коннетабль (грубая, конечно, аналогия – первый заместитель министра обороны).

Привал в пустыне. Христианская армия имела все шансы прорваться с ходу если не к Тивериаде, то к Тивериадскому озеру. Утром диспозиция и шансы сторон были бы совсем другими. Остановить умирающую от жажды армию в трёх километрах от озера, да ещё попасть при этом в окружение – кое-что значит. Варианты:

Приказ остановиться отдал король Ги, непонятно чем руководствуясь.
Король Ги отдал приказ по совету Раймунда Триполийского. Хотя приближённый графа Раймунда красочно описывает, как тот, увидев, что армия остановилась, натурально впал в отчаяние и сказал, что теперь всё кончено.
Король вынужден был остановить армию, так как арьергард уже остановился сам, без приказа (командующий – Балиан д’Ибелин). Впрочем, где-то проскользнуло, что остановился не весь арьергард, а только входившие в него тамплиеры (Великий магистр – Жерар де Ридфор).

Перебежчики. Перед сражением шесть рыцарей вместе с оруженосцами перебежали на сторону мусульман. Рыцари были вассалами графа Триполийского, что не делает ему чести, но в те времена сеньор не отвечал за политическое воспитание подданных.

Прорыв на север, к деревне Хаттин. Всем было понятно, что в стратегическом плане это ничего не даст, а главные силы Саладина обязательно ударят во фланг. Приказ отдал король Ги, кто на него при этом и как влиял – неизвестно.

Главные силы армии двинулись на прорыв походной колонной. Не только прорыв не удался, но именно из-за этого христианское войско начало стремительно терять управление. Этим отрядом командовал лично король Ги. Военный советник и ответственный за построение армии – его старший брат Амальрих.

Отряд Раймунда Триполийского прорвался и покинул поле сражения. Версии три:

Мусульмане расступились и дали уйти графу по предварительному сговору.
Мусульманская лёгкая пехота расступилась, убоявшись копыт рыцарской кавалерии. Граф Триполийский вместо того, чтобы воспользоваться случаем и ударить мусульманам в тыл, увёл свой отряд куда подальше.
После прорыва отряд Раймунда Триполийского был полностью обескровлен и небоеспособен. Сам граф получил тяжёлую рану, от которой вскоре и умер.

После неудачных попыток прорыва пехота сгрудилась на Северном Роге Хаттина, кавалерия – на Южном. Переломить ход сражения возможно, только соединив обе части армии. Пехотные командиры послали гонцов короля куда подальше. В распоряжении Ги де Лузиньяна – сильный отряд рыцарской кавалерии, этот род войск специально предназначен для прорыва вражеских рядов. Если коннетабль Амальрих не в силах построить светских рыцарей – рядом находятся как минимум три сотни тамплиеров и госпитальеров, у которых с дисциплиной вроде как должно быть получше. Триста опытных рыцарей – сила. Никто – ничего.

Дальше – разгром. Но тоже какой-то странный.

Рыцари в Европе, в то время и позже, вели сражения двумя способами. Первый – джентльменский. В таких случаях было принято противника щадить, было предпочтительнее взять его в плен, имея в виду последующий выкуп. На ином турнире погибало больше рыцарей, чем в такой битве.

Если сражение было решающим, или противники были непримиримыми врагами, командующий приказывал поднять красное знамя. Тогда лорды и сеньоры обязаны были лупить друг друга до смерти, невзирая на знатность и личные связи. Кстати, французская Орифламма имеет именно такое происхождение. На этом фоне название косметической фирмы выглядит, по крайней мере, двусмысленно.

Похоже, что битва при Хаттине проходила по джентльменским правилам. После целенаправленных поисков нашлись сведения об одном известном человеке, в этом сражении погибшем – епископе Аккры. Все остальные попали в плен. Кроме, конечно, рыцарей, входивших в отряд графа Триполийского и вовремя ускользнувшего Балиана д’Ибелина.

Правда, в плену не всем сладко пришлось. Саладин собственноручно убил Рено де Шатильона, бывшего его личным врагом, приказал казнить туркополов (мусульман-вероотступников), а тамплиерам и госпитальерам предоставил выбор – переход в ислам или тоже казнь. Несколько человек стали мусульманами, но большинство – две или три сотни – были казнены.

Как-то странно на этом фоне выглядит то, что самый главный из ненавидимых султаном рыцарей-монахов, Жерар де Ридфор, этой участи избежал, а через год вообще был отпущен на все четыре стороны в обмен на замок, который так и так вряд ли смог бы долго продержаться.

Кстати, остаётся загадкой, как удалось избежать плена Балиану д’Ибелину. Либо он покинул поле битвы задолго до развязки, либо вышел из окружения прямо через вражеские ряды. Его могли и пропустить, всё-таки друг Саладина.

Увы, я так и не смог ответить на поставленный вопрос...



Июль 1187-го. Чем знаменита битва при Хаттине?


Анатолий Рогозин 


Королевство Иерусалимское существует уже 88 лет. Да, мусульманам удалось оторвать графство Эдесское. Да, среди владетельных сеньоров королевства – склоки и ссоры. Но государство крестоносцев в Заморье крепко стоит на ногах. С султаном Египта и Сирии Салах ад-Дином (Саладином) – мир.

Есть довольно серьёзная внутренняя проблема – Раймонд, граф Триполийский и князь Галилейский, один из самых могущественных магнатов, не признаёт короля Ги и ставит такие условия принесения оммажа, которые невозможно принять. Для урегулирования вопроса к графу направлено представительное посольство.

Странным образом у многих сеньоров, входивших в состав посольства, нашлись свои срочные дела, и они разбрелись в разные стороны. С прямого пути не уклонились только рыцари Храма и рыцари Святого Иоанна.

Магистры тамплиеров и госпитальеров завтракали в замке Фев близ Назарета, когда гонец принёс известие о том, что неподалёку, у источников Киссона, остановился на отдых большой мусульманский отряд. В течение нескольких часов были собраны все, кто только мог носить оружие. Свиты магистров, гарнизоны замков Фев и Како, благородные сеньоры города Назарета. Всего получилось 130 рыцарей плюс 60 сержантов – это кавалерия. В городе и окрестностях удалось набрать три-четыре сотни пехотинцев. С этим отрядом гроссмейстер тамплиеров Жерар де Ридфор отправился навстречу врагу.

Мусульмане находились в княжестве Галилейском по соглашению с графом Раймондом. Правда, шла речь о небольших отрядах, задачей которых было сопровождение купеческих караванов. А тут – целое соединение, пять или семь тысяч во главе с сыном султана.

Внезапная атака тяжёлой кавалерии принесла свои плоды – воины султана дрогнули и стали разбегаться. Но их было слишком много, ими командовал сын Саладина. Поэтому – контратака и окружение. В живых осталось только трое христиан – сам Жерар де Ридфор и двое приближённых к нему рыцарей.

Первое мая. Это – война.

Нет худа без добра – Раймонд Триполийский, увидев, как развиваются события, наплевал на свою гордость и принёс королю присягу верности.

В конце июня армия Саладина захватила город Тивериаду, столицу Галилеи. Небольшой гарнизон Тивериадского замка ещё держал оборону. Командовала леди Эшива – супруга графа Триполийского и княгиня Галилейская.

Христианская армия собралась быстро. Не всем нравился молодой король Ги Лузиньян, но перед лицом опасности большинство сеньоров и рыцарей забыло о своих антипатиях. Не слишком удачный момент – ещё несколько месяцев назад в Иерусалиме и окрестностях околачивалось много паломников, среди которых были и рыцари, и просто опытные воины. Но по весне почти все они возвратились в Европу.

Тем не менее армию удалось собрать большую – 1200 рыцарей, две тысячи лёгкой кавалерии, плюс 16 тысяч пехоты. Традиционным местом сбора армии королевства была Сефория. Отсюда до Тивериады – чуть больше двадцати километров. Что это есть?

Тем не менее граф Раймонд выступил против похода:

– Тивериада – мой город, и жена моя там, и никто из вас не жаждет снять осаду так, как я. Но всё-таки – давайте останемся в Сефории и будем укреплять оборонительные позиции.

Многие сеньоры согласились с графом. Но утром – приказ короля: выступать в поход. Лошади по непонятной причине отказались пить. Телег много с собой набрали, но воду погрузить забыли.

В авангарде – вассалы графа Триполтйского плюс воины, прибывшие на подмогу из Антиохии. Арьергард под командованием Балиана д’Ибелина – его собственная дружина плюс тамплиеры плюс госпитальеры. Основными силами командует лично король Ги.

Двадцать километров – ерунда. По бесплодной и безводной израильской пустыне, по июльской жаре. В тяжёлых доспехах. Под непрерывным обстрелом – конные лучники султана спокойной жизни не давали. Люди падали как от стрел, так и от теплового удара.

Но вот и конец пути. До Тивериадского озера – пара километров. Измученные жаждой воины авангарда уже видят его ласковые воды. И тут – приказ короля: остановиться на ночлег.

Душная июльская ночь. Воды как не было, так и нет. Вокруг христианского лагеря горят кусты и трава – мусульмане подожгли специально – воины королевства Иерусалимского чувствуют себя, как в духовке. Стрел у мусульманских лучников хватает – Саладин специально пригнал несколько гружёных верблюдов. Хороший доспех такой стрелой не пробить, но не у всех они есть, а лошади так и вообще не защищены. Совсем рядом на землю льётся вода – воины султана издеваются.

Утро 4 июля. Христианская армия окружена. Есть два варианта. Прорываться на восток – к озеру и Тивериаде, тогда сразу же придётся вступить в бой с главными силами султана, но если будет успех, то стратегический. Можно на север – к деревне Хаттин. Это направление защищает корпус Таки ал-Дина, менее сильный. Но в общем-то, прорыв в этом направлении ничего не даёт, а корпус Саладина, конечно, ударит во фланг. Вариант проигрышный.

В итоге решено прорываться на север.

Если бы прорываться – двинулись походной колонной. И незамедлительно попали под атаку сразу с трёх сторон. Раймонд со своими триполийцами и Балиан д’Ибелин с рыцарями-монахами контратаковали и добились некоторого успеха – отбросили мусульман. Но главные силы христианской армии не успели развернуться в боевой порядок.

Потом вроде как развернулись. Но продолжали топтаться на месте. Правда, отряд Раймунда Триполийского теперь был прикрыт с фланга, и он нанёс удар по лёгкой пехоте Таки ал-Дина. Вслед за отрядом графа ломанулась большая часть пехоты.

Мусульмане перед рыцарями графа расступились. Одни говорят – по тайному сговору, другие – убоявшись копыт тяжёлой кавалерии. Раймунд Триполийский прорвался в направлении Хаттина. И увёл свой отряд дальше на север.

Пехоте прорваться не удалось. Пехота против пехоты, но мусульман больше. Атака захлебнулась, пехотинцы-христиане стали медленно отступать.

Местность под Хаттином – плоская почти равнина и два высоких холма – Рога Хаттина. Получилось так, что армия королевства иерусалимского распалась на две части. Пехотинцы отошли и заняли оборону на Северном Роге, кавалерию оттесняли к Южному.

Король Ги послал гонца к Северному Рогу. Он передал приказ идти на прорыв, на соединение. Пехотные командиры послали его куда подальше. Во-первых, пехотинцы умирали от жажды и вряд ли были способны к активным действиям. Во-вторых, это уже ни в какие ворота – имея в своём распоряжении сильный отряд тяжёлой кавалерии, заставлять идти на прорыв пехоту.

В общем, пехотинцы были разгромлены на Северном Роге, кавалеристы – на Южном. Ещё предпринимались отчаянные контратаки, но это была инициатива отдельных рыцарей, а управление христианской армией потеряно полностью.

Граф Раймонд Триполийский со своими четырьмя пасынками и сыном князя Антиохийского прорвался на север. Балиану д‘Ибелину («Царство небесное») удалось бежать в южном направлении. Погиб епископ Акры. Все остальные знатные сеньоры попали в плен.

В ходе битвы мусульмане захватили Святой Животворящий Крест, одну из главных христианских святынь. Так он и сгинул потом неизвестно где, только его частицы остались в некоторых христианских храмах.

После Хаттина Саладин повёл свою армию к Иерусалиму. Балиан д‘Ибелин возглавил оборону города, но шансов у него не было, 2 октября гарнизон Священного города вынужден был капитулировать. В ближайшие месяцы мусульмане захватили Акру, Бейрут, Сидон, Яффу, Тивериаду, конечно, и много других городов и замков. Аскалон в следующем году был передан Саладину в качестве выкупа за короля Ги, Газа – за магистра тамплиеров Жерара де Ридфора. В руках христиан остался практически один Тир. Плюс далёкая Антиохия.

Иерусалимское королевство ещё долго существовало, но вся дальнейшая его история – попытки хоть что-то вернуть из былых владений. Кое-какие успехи были, но локальные, нестабильные. А потом задачей стало хоть что-то удержать. Пока в 1291-м всё не рухнуло окончательно.



Взято с интернет ресурса http://shkolazhizni.ru/tag/рыцарство/

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz