Основная часть статей взята из ресурсов интернета.
За качество и профессиональный подход к рыцарской тематике ответственности не несу.
Фамилии авторов указаны.
Эта страница о тамплиерах. Статьи разных авторов. Взгляд и подход к Ордену разный, но он имеет право существования.
Почему пятница, 13-е стала для рыцарского ордена тамплиеров роковой датой?
Владимир Рогоза
Во времена крестовых походов рыцарский орден тамплиеров (храмовников) был одним из самых крупных и уважаемых. В 1118 году, еще во время первого крестового похода, французский рыцарь из Шампани Гуго де Пейн предложил иерусалимскому королю Болдуину II создать небольшую рыцарскую организацию, которая бы занималась охраной дорог и защитой паломников, идущих поклониться святым местам, связанным с жизнью и смертью Иисуса Христа.
Первые девять рыцарей во главе с Гуго приняли обет перед патриархом Иерусалимским и приступили к почетному, но трудному и опасному служению. Орден получил официальное название «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Сколь высок был религиозный фанатизм рыцарей Храма, сказать трудно, но вояками они были отменными и с возложенными на себя задачами справлялись вполне успешно, чем завоевали уважение и короля, и церковных властей, и простых паломников. За рыцарями молодого ордена закрепилось название "тамплиеры" (temple – от французского «храм»).
Через десять лет рыцари получили устав, в составлении которого принял участие знаменитый подвижник Бернар Клервоский, и специальную белую одежду (цвет невинности и воздержания), на которую через несколько лет нашили красные кресты (цвет мученичества). Авторитет ордена стремительно рос, одновременно увеличивалось его богатство и количество братьев-рыцарей. Возвращающиеся в Европу паломники разнесли славу о новом ордене, рыцари которого благородны и храбры, хранят обет бедности и воздержания, а главное – всегда готовы бескорыстно прийти на помощь.
После того, как Римский папа благословил новый орден, в Европе прошло несколько сборов средств на его поддержку. Средства были собраны громадные, отдельные дворяне и даже монархи дарили или завещали ордену не только деньги, но и земли, острова, поместья, замки. Вскоре практически во всех европейских странах у ордена оказалась крупная земельная собственность и сеть замков.
В 1139 году (всего через 20 лет после создания) римский папа даровал ордену полную автономность, выведя его территориальные организации (провинции) из подчинения местным монархам. Теперь орден подчинялся только Папе и своему Великому магистру. Пока шли крестовые походы и основные силы ордена сражались на Святой Земле, это не вызывало противодействия европейских монархов, продолжавших поддерживать тамплиеров и пользоваться их услугами.
Любопытно, что орден оказался крайне нужен и в самой Европе. Благодаря разветвленной сети своих территориальных структур он стал главным европейским ростовщиком и финансистом. Теперь, отправляясь в Палестину, рыцарям или паломникам не было необходимости брать с собой большие суммы денег (золото весит много, да и путешествовать с ним опасно). В любом орденском замке золото можно было сдать, получив на руки расписку, по которой в любой стране Европы или на Святой Земле можно было без задержек получить у тамплиеров всю сумму.
На рубеже XIII-XIV веков рыцарские государства на Святой Земле были окончательно разгромлены сарацинами, эпоха крестовых походов подошла к концу. В тяжелых боях погибла значительная часть тамплиеров, которые в соответствии со своим уставом не могли отступать без приказа даже перед многочисленно превосходящим противником. Оставшиеся в живых храмовники обосновались в Европе и на Кипре, куда перебралось руководство ордена.
С потерей Святой Земли орден тамплиеров утратил главную цель своего существования. Теперь богатства и автономность ордена вызывали неприязнь у европейских монархов. У ордена начался разлад с Ватиканом, тамплиеры стали активно ввязываться в междоусобные европейские войны, демонстрируя собственную мощь. Если в небольших европейских государствах монархи и епископы вынуждены были мириться со вседозволенностью тамплиеров, то в крупных странах над орденом стали сгущаться тучи.
Первым решил покончить с орденом тамплиеров на своей территории король Франции Филипп IV. К разгрому ордена он готовился тщательно. Видимо, не обошлось без формального одобрения от Римского папы, которому тамплиеры стали порядком досаждать. Не в последнюю очередь и французский король, и Римский папа имели виды на несметные богатства ордена, одних крепостей, замков и поместий у него было более 9 тысяч.
Слухи о сгущающихся над тамплиерами тучах доходили до Великого магистра Жака де Моле, но он от них отмахивался, уверовав в несокрушимость ордена. А стоило бы призадуматься, ведь Филипп IV уже пытался прибрать к рукам богатства ордена, настойчиво добиваясь возможности возглавить его на территории Франции. К тому же, в тот период рыцарей в ордене тамплиеров было относительно немного, большинство его членов составляли братья-служители.
22 сентября 1307 года Филипп IV добился от Королевского совета принятия решения об аресте во Франции всех тамплиеров. Была назначена и окончательная дата – пятница 13 октября. Любопытно, что вся подготовка была проведена в условиях жесточайшей секретности. Все задействованные в операции люди знали только, что под руководством короля готовится какая-то серьезная акция, получив конверты с предписаниями, вскрыть которые позволялось только в ночь на 13 октября. Одновременно по стране усиленно распространялись слухи о царящих в ордене непотребствах и процветающей в нем ереси.
Незадолго до роковой даты во Францию прибыл Великий магистр и практически все орденское руководство, которых Римский папа Климент V, получивший престол Ватикана не без помощи Филиппа IV, вызвал с Кипра для обсуждения возможности похода в Сирию. Видимо, он и посоветовал Великому магистру временно обосноваться во Франции.
В ночь на 13 октября во Франции прошли массовые аресты тамплиеров. В парижской резиденции ордена, замке Тампле, было схвачено 140 человек, включая Великого магистра. Но рыцарей там оказалось всего несколько человек. Буквально за несколько часов до арестов из замка спешно вышел большой обоз с сильной рыцарской охраной. Что он вез и куда подевался – так и осталось тайной. Но значительную часть сокровищ и атрибутов, упоминаемых позднее арестованными в ходе допросов, в Тампле не нашли. Как не нашли и многие орденские документы, которые Великий магистр успел спрятать или уничтожить.
Именно с 1307 года оставшиеся в живых тамплиеры стали отмечать 13 октября как роковую для ордена дату. А со временем «черной датой» стала считаться пятница 13 числа любого месяца. И теперь, с опаской встречая роковую дату, многие и не догадываются, что началось все с разгрома тамплиеров королем Филиппом IV в далеком ХIV веке.
Аресты тамплиеров, проведенные во Франции 13 октября 1307 года по решению короля Филиппа IV, прошли без эксцессов, сопротивление практически не оказывалось. Собственно, оказывать сопротивление среди тамплиеров было некому, так как среди арестованных рыцари составляли незначительное количество. Например, в Бокере арестовали 60 тамплиеров, но из них только пять были рыцарями.
Уже 14 октября во Франции началась массированная PR-акция, оправдывавшая аресты, бывшие с юридической точки зрения незаконными, так как тамплиеры не являлись подданными короля и были неподсудны законам Франции. По всей стране зачитывались обвинения храмовникам, звучащие для людей верующих устрашающе, хотя, по сути, были абсурдны и примитивны. Через два дня пространные письма с перечислением обвинений, обоснованием арестов и призывом поступить так же были за подписью Филиппа IV отправлены европейским монархам.
В других странах следовать примеру Франции не спешили. Только настойчивое вмешательство Римского папы заставило монархов начать преследование тамплиеров. В Англии реальным преследованиям подверглись несколько десятков человек, но обошлось без казней. Английский король конфисковал имущество тамплиеров и передал его ордену госпитальеров, в который перешли и многие храмовники. В германских княжествах тамплиеры массово перешли в состав Тевтонского ордена, прихватив с собой все движимое и не движимое имущество. В Португалии из тамплиеров создали орден Христа. На Кипре орден еще какое-то время сохранялся в неприкосновенности. В Испании тамплиеры заперлись в своих крепостях и оказали сопротивление. Их принудили сдаться, но местное дворянство оказалось на стороне ордена и тамплиеров не просто оправдали, но и назначили им пожизненные пенсии. Правда, имущество ордена в Испании все же конфисковали, но значительную часть его передали госпитальерам.
Реальное судилище над тамплиерами было устроено только во Франции совместными усилиями короля и Римского папы, претендовавшими на богатства ордена. Обвиняемыми по делу проходили около тысячи тамплиеров. Пытками из арестованных выбивали признания в ереси и других прегрешениях. Значительная часть тамплиеров вела себя мужественно и предпочла смерть на кострах инквизиции, сохранив верность ордену до конца. В ходе судилища многие братья-рыцари, которые по каким-то причинам не были арестованы, добровольно вызывались защищать орден. Они понимали, что их участь заранее предрешена, но рыцарскую честь и верность уставу ордена ставили выше своей жизни. Только в Сент-Антуане весной 1310 года было сожжено более 50 человек, добровольно пожелавших защищать орден тамплиеров и тут же обвиненных в ереси.
Осенью 1311 года открылся созванный Римским папой Собор, который должен был окончательно решить судьбу ордена. Его заседания продолжались до весны следующего года. Единодушия не было, даже многие церковные прелаты заявляли, что доказательств вины тамплиеров недостаточно. Папе пришлось не мало постараться, чтобы переломить ход Собора в нужную для него сторону. Прибывшим на Собор тамплиерам, желавшим выступить в защиту ордена, словf не давали, а многих тут же арестовывали по стандартному обвинению в ереси. В лучшем случае их ждало пожизненное заключение.
Только весной 1312 года Римский папа смог специальной буллой объявить, что вина ордена доказана и он окончательно ликвидирован. Кульминацией глумления над орденом тамплиеров по мысли Ватикана должно было стать публичное покаяние Великого магистра и командора Нормандии в ереси, за что им была обещана жизнь. Но старые рыцари, которых, как казалось инквизиторам, пытки сломили, решили защитить орден ценой своей жизни. В соборе Парижской Богоматери 18 марта 1314 года при большом стечении народа вместо отречения они заявили, что все обвинения против тамплиеров ложны, а орден всегда хранил верность Христу, что и доказал своими подвигами на Святой Земле. Это было расценено как рецидив ереси, достойный немедленной казни.
Уже через несколько часов Жака де Моле и его сподвижника Жофруа де Шарни сожгли на костре. Если верить легенде, то объятый пламенем Великий магистр успел воскликнуть, что Римский папа последует за ним через 40 дней, а король Филипп не проживет и года. Пророчество тамплиера сбылось. Уже 20 апреля Климент V отошел в мир иной, а в ноябре после падения с лошади умер король Филипп IV. Были эти смерти естественны или же произошли при «помощи» оставшихся на свободе тамплиеров, так и осталось тайной. Кстати, многие беды, с которыми после этих событий столкнулась Франция, включая и Столетнюю войну, возможно, возникли не без деятельного участия уцелевших тамплиеров.
Официально ордена не стало, но его организации, сначала тайные, а затем и открытые, продолжали и продолжают действовать во многих странах, не испытывая особых недостатков в средствах. Видимо, последний обоз из замка Тампле, отправленный Великим магистром Жаком де Моле, все-таки дошел до цели. Тамплиеры всегда умели хранить свои тайны, со временем же покров таинственности, окруживший орден, стал еще непроницаемее.
Взято с интернет ресурса http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30036/
Кто изобрел дорожные чеки? Утро и закат ордена тамплиеров.
Алексей Норкин
Собираясь в путешествие, многие из нас задаются вопросом, как безопасно перевезти деньги. Сегодня финансовые организации предлагают много путей решения проблемы, одна из которых - дорожные чеки.
Кто же их придумал? Какой банкир догадался заменить килограммы наличности листком бумаги? Оказывается, тот, кто на своем опыте убедился в полезности услуги. И если имя изобретателя, скорее всего, кануло в Лету, то «банк», впервые применивший его изобретение, хорошо известен. Его история начинается в «глубине веков».
В далеком 1119 году храбрый, но бедный рыцарь из французской провинции Шампань Гуго де Пейн, которого судьба занесла в число участников первого крестового похода, вместе с восемью единомышленниками основал рыцарский орден. Задачи орден ставил перед собой самые благородные: защита «гроба Господня», а попутно -поддержка христианского Иерусалимского королевства и защита европейских пилигримов.
«Нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона» действительно были бедны, как церковные крысы, и не ставили перед собой меркантильных целей. Название ордена отразило не только декларативный отказ от мирских благ, но и фактическое безденежье. Ведь беднягам даже «приткнуться» было негде. Беде помог иерусалимский король Балдуин II, позволив разместиться рыцарям в южном крыле своего дворца, рядом с которым находился храм библейского царя Соломона.
Рыцари, рьяно выполнявшие данные обеты, храбро и безрассудно очищавшие «святую землю» от сарацин, быстро завоевали широкую известность и популярность среди дворян. Но постепенно бедность стала мешать выполнению обетов. Храмовников, выражаясь современным языком, «быт заел». Выходом из положения оказалась банковская деятельность. Причем, выходом настолько эффективным, что постепенно бои и схватки были забыты, а богатства ордена превысили все мыслимые пределы.
Защищая европейских пилигримов, рыцари Храма защищали и их деньги. Средневековому путешественнику приходилось тащить за собой килограммы золотых монет, всегда бывших лакомым куском для желающих поживиться.
Деньги нужны были для обеспечения более-менее комфортной жизни в путешествии, но нуждались в усиленной защите. Для защиты требовалась охрана, которой тоже нужно кушать. В конечном счете, путешествие становилось чрезвычайно затратным мероприятием.
Рыцари ордена Храма придумали заменить драгоценную, но нелегкую и опасную поклажу куском пергамента с отпечатком пальца. Деньги можно было сдать в «командории» на родине, а получить в «месте требования». Если путешественник поиздержался на чужбине, то «пополнить баланс» могли родственники на родине. За перевод денег отважные рыцари брали свой небольшой процент.
Кроме «дорожных чеков» храмовники занялись не менее «благородным» делом предоставления ссуд нуждающимся христианам всего лишь под 10%. Учитывая сегодняшние реалии, а также то, что обычная ставка кредита еврейских и тосканских банкиров того времени была 40%, «рыцарский» процент совсем не кажется грабительским.
«Дело» росло, как на дрожжах. Воевать было уже недосуг и незачем. Орден превратился в крупнейшего европейского кредитора, которому были должны и крестьяне, и короли. Казна и «штаб-квартира» «нищенствующих» разместились в замке Тампль в Париже, по названию которого рыцари-монахи известны как «тамплиеры». Владения ордена простирались на суммарной площади в полторы сотни тысяч гектаров. Не каждое государство может похвастать такими владениями.
За рассветом обязательно следует день, а потом закат и ночь. Так устроена наша жизнь, так сложилась и судьба знаменитого ордена.
Владения родившегося в нищете ордена тамплиеров со временем раскинулись по всей Европе и Ближнему Востоку. В лучшие времена под его знаменами находилось до 25 000 человек, из которых примерно десятая часть была рыцарями.
Оплоты храмовников были распространены по многим странам, им принадлежало множество замков и других строений. В отличие от недвижимости, подсчитать которую принципиально возможно, количество денег, находившихся в распоряжении тамплиеров, доподлинно никому не известно. Но денег было очень много. Тратили их храмовники не только на нужды ордена.
Широко известна строительная деятельность монахов-рыцарей. Орден строил замки, дворцы, монастыри и храмы, дороги. Последние не только строились, но и охранялись тамплиерами. Проезд по отличным для того времени дорогам, находящимся под присмотром ордена, был относительно безопасен и даже не облагался таможенными пошлинами.
Устав предписывал рыцарям не только раздавать милостыню, но и трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Поэтому благотворительность была заметной статьей расходов ордена. Известен факт, когда во время голода в городе Мостере тамплиеры ежедневно кормили по тысяче человек.
Долги принято платить. И тамплиерам платили обычно исправно. Чтобы не «дурить голову» формальностями, французский король Филипп II назначил своим министром финансов магистра ордена, а при Людовике IX казна вообще переехала в Тампль. В своем стремлении упростить управление финансами французы не были одиноки. Задолго до них свою казну доверил храмовникам король иерусалимский.
Но, тем не менее, долги монархов накапливались. Во времена Филиппа IV французская корона задолжала тамплиерам полмиллиона ливров. Конечно, в начале XIV века ливр уже не был таким полновесным, как при Каролингах, когда он весил без малого полкилограмма. При упомянутом Филиппе IV вес ливра составлял всего-то менее 73 граммов. Но даже с учетом обесценивания полмиллиона - сумма астрономическая.
Филиппу платить очень не хотелось. С другой стороны кредиторы уже не были такими едиными и могущественными. Коррупция и разгул местнических интересов - бич любой крупной организации. Тамплиеры не были исключением.
«Нет человека - нет проблемы», - гласит известное изречение. Филипп IV Красивый решил, что если не будет тамплиеров, то не придется и возвращать долги. Разгром могущественного и богатейшего ордена Красивый провел блестяще. Историки спорят, одобрил ли папа Климент V действия короля или ограничился тем, что «закрыл глаза» на королевские «проказы». Но разве в этом суть?
Как бы там ни было, «операция» была проведена и удалась. Подготовка к ней началась в обстановке «строжайшей секретности», как написали бы сегодня. На протяжении трех недель королевские чиновники, командиры военных отрядов и инквизиторы получали запечатанные пакеты с приказами, вскрыть которые надлежало 13 октября 1307 года.
В одночасье всех рыцарей арестовали и предали суду. Обвинения были стандартными для тех времен - ересь. Суды длились долгих семь лет. Наверное, не стоит напоминать, каким образом тогда добывались обличающие показания на самих себя и товарищей. Один из тамплиеров заявил после пыток: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». В результате разгрома кого-то казнили, кого-то простили, но все имущество было конфисковано, разграблено и поделено между «заинтересованными сторонами».
Казнь великого магистра ордена Жака де Молэ красочно описана известным французским писателем Морисом Дрюоном в романе «Железный король». С его легкой руки распространилась легенда о проклятии королю, папе и их потомкам до тринадцатого колена, якобы наложенным де Молэ, пылающем на костре. Увы, это только красивая романтическая легенда. На самом деле, последними словами старца была всего лишь просьба к палачу повернуть его лицом к собору богоматери.
С гибелью ордена завершилась целая эпоха рыцарства и символизма. Никакая организация не смогла больше достичь вершин, покоренных тамплиерами. А вот изобретенными рыцарями-финансистами дорожными и банковскими чеками мы пользуемся и поныне.
Статья взята с инетресурса http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-14021/